Только некоторые сведения, ибо переписывать "Повесть, завершающую предания Предначальной и Второй Эпох" было бы слишком... =))
Был некогда майар Саурон, которого синдары Белерианда звали Гортхаур. В начале Арды Мелькор склонил его к себе на службу, стал он самым могучим и верным слугою Врага - и самым опасным, ибо мог принимать любое обличье и долгое время казаться прекрасным и благородным, обманывая всех, кроме самых проницательных. <...>
Из всех земных племен легче всего было ему склонить к себе людей; однако он долго пытался обольстить эльфов, ибо знал, чтоПерворожденные более могущественны; и вот Саурон в облике все еще дивном и мудром бродил среди них тут и там. <...>
Охотнее всего внимали речам Саурона [о "благоустройстве" Средиземья, чтобы сделать его таким же прекрасным как Аман] в Эрегионе, ибо жившие там нолдоры неустанно горели желанием совершенствовать искустность и тонкость своих творений. <...> В те дни кузнецы Ост-ин-Эдхиля превзошли все прежние свои творения: они воплотили свой замысел и создали Кольца Власти. Но Саурон направлял ихтруды и знал все, что было ими создано, ибо желал он опутать эльфов и подчинить их себе.
Много колец создали эльфы; Саурон же тайно сотворил Единое, что повелевало всеми прочими кольцами, и мощь их была связана с его мощью и существовала до тех пор, покуда существовало Оно.
<...> Но не так просто было провести эльфов. <...> и три кольца им удалось спасти и сохранить [от него].
То были Три Кольца, созданные позже прочих, и они обладали величайшей силой. Звались они Нарья, Нэнья и Вилья - Кольца Огня, Воды и Воздуха, украшенные рубином, адамантом и сапфиром; и Саурон желал овладеть ими больше, чем всеми прочими кольцами, ибо те, кто хранил их могли отвратить распад, что несет время, и отсрочить увядание мира. Но Саурону те кольца были недоступны, ибо их передали в руки Мудрых, которые скрыли их и никогда не использовали открыто, пока Саурон владел Единым Кольцом. И потому Три Кольца остались незапятнанными, <...> но все же и они были подвластны Единому.
<...> Но Саурон захватил все прочие Кольца Власти и передал их народам Средиземья, надеясь таким образом привести под свою руку всех, кто жаждал тайной силы, не дарованной изначально его племени. Семь колец он отдал гномам, людям же - целых девять, ибо они в том деле, как и во многих других, охотнее всего шли ему навстречу.
<...> Говорят, что каждой из Семи Сокровищниц гномьих королей древности положило начало золотое кольцо, но сокровищницы эти давным-давно разграблены, драконы разорили их, и иные кольца сгинули в драконьем пламени, а иные Саурону удалось вернуть.
Те, кто владел Девятью Кольцами, обрели могущество, стали королями, витязями и чародеями. Но один за другим они становились рабами своих колец и подпадали под власть Единого Кольца Саурона. <...> Назгулами стали они, Призраками Кольца, ужаснейшими слугами Врага: тьма следовала за ними, и крик их был голосом смерти.